Керамика Светланы Ковалевой
 
  
музыкальная
авторская
игрушка
 
 
 
на главную
обо мне
галерея
гостевая
ссылки
мастер-класс
магазин

С ЧЕГО НАЧАТЬ

 

Изготовление игрушки. Лепка.

Основные приемы и способы работы с глиной лучше всего изучать на примере народной игрушки. Простая и лаконичная форма народной игрушки передает самое характерное, значительное, а ее роспись, обычно, яркая, красочная и выразительная. Для того чтобы вылепить игрушку, возьмите в руки хорошо перемятую глину и приступайте к работе.

Способы лепки.

При изготовлении керамической игрушки или других небольших изделий из глины основой любой формы служит, как правило, заготовка в виде шара, цилиндра, конуса, жгута или раскатанного пласта (лепешки). Заготовку в нужном месте вытягивают, изгибают или сжимают, оттягивают выступающие детали.

Различают пластический способ лепки (из цельного куска) и конструктивный, при котором изделие составляется из отдельных деталей, прилепленных друг к другу. В последнем случае очень тщательно прикрепляют одну деталь к другой, предварительно хорошо смочив места соединения (для лучшего сцепления деталей), а затем основательно заглаживают стыки, так, чтобы их не было видно, а изделие выглядело цельным. Иначе ваше произведение просто развалится на части при сушке или обжиге.

В народной игрушке чаще всего используется конструктивный способ. Начинают работу с изготовления основы - туловища. Сперва из небольшого комка глины скатывают шар, затем придают ему необходимую форму, например яйцевидную, приплюснутую снизу (для устойчивости). Если это свистулька, или просто игрушка должна быть крупная - она делается пустотелой, с обязательным отверстием для выхода воздуха (игаче ее просто разорвет при сушке или обжиге). При лепке женской фигурки основой является пустая снизу юбка-колокол.

Затем к туловищу прилепляют остальные детали, сначала более крупные: руки, ноги и голову, если это фигурка человека, передние и задние лапы, если это животное, шею с головой, если это гусь или уточка. Часто голова лепится вместе с туловищем, как одна деталь (см., например, птичка, котик, свинка и т.п.). Для свистульки обязательная деталь - хвостик-свисток, в котором затем прокалывается отверстие для свиста.

Только после этого добавляются разные мелкие детали: щечки, носик, глазки на мордочках животных, клюв и лапки (если они есть) у птичек, оборки на юбках барыни, цветок на шляпке, и т.п.

Не следует забывать, что при сушке и обжиге глина дает усадку, иногда довольно значительную, и ваше изделие уменьшится в размере, и мелкие детали могут при этом совсем измельчать и "потеряться".

Готовую игрушку нужно кое-где подправить стеками и разгладить влажной тряпочкой или мягкой широкой беличьей кистью. После этого ее можно поставить сушить.

 

Сушка.

Время сушки зависит от размера вашего изделия и колеблется от двух дней до двух недель. Сушить глиняные изделия лучше всего при комнатной температуре, избегая сквозняков, вдали от отопительных приборов и солнечных лучей, так как неравномерность сушки также может привести к деформации и растрескиванию.

Крупные изделия, или имеющие сложную форму, нужно сушить с особой осторожностью, особенно в первые сутки, например, поместив в какую-нибудь коробку и прикрыв сверху сухой тряпкой или газетой.

В любом случае, перед обжигом в печи, изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при нагревании в печи разрывает глину. Поэтому перед самым обжигом уже подсушенные изделия можно дополнительно просушить в духовке или на протопленной русской печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет дополнительно обработать и при необходимости окончательно зачистить изделие мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

 

Обжиг.

Обжигают глиняные изделия в муфельных печах, специальных горнах, в русской печи (во время очередной топки) и даже в костре (не менее 8 часов). Мелкие изделия можно обжечь в топке любой бытовой печи, например, буржуйки.

Игрушки для обжига помещаются в холодную печь, и нагреваются постепенно. Обжиг, как в русской, так и в муфельной печи длится обычно 3 - 4 часа, чтобы изделия не только раскалились, но пробыли в таком состоянии значительное время. Чем дольше длится обжиг, тем прочнее получаются изделия. Вынимать игрушки сразу после обжига нельзя: они должны остывать 5 - 6 часов, но лучше всего разгружать печь на другой день.

Для предохранения изделий от загрязнения и механических повреждений при обжиге в открытом огне (в печи или на костре) их помещают в специальные капсели. Простейшие капсели изготавливают из консервных банок, пробивая в них несколько мелких отверстий, чтобы при обжиге изделия не потемнели.

При первом, утельном обжиге игрушку можно складывать в печь "навалом" друг на друга. Когда же на изделия нанесена глазурь, они должны стоять отдельно, не касаясь друг друга, т.к. глазурь, растекаясь при обжиге, может неразрывно слепить фигурки.

 

Декорирование.

Разделяют два основных вида декоративной отделки керамических изделий - рельефное и гладкое декорирование.
Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку (процарапывание), тиснение, налепные узоры.
К гладкому декорированию относится лощение, чернение, ангобирование, глазурование и роспись.

 

Рельефное декорирование.

Тиснение. Благодаря простоте и доступности данного вида отделки, ее приемы сохранились с глубокой древности до наших дней. Тиснеными орнаментами можно украшать самые разнообразные керамические изделия, в том числе и игрушки.

Тиснение выполняется на сырых, только что слепленных глиняных изделиях. Если после обжига такое изделие глазуруется, то под слоем глазури, которая образует в углублениях темные наплывы, узор становится более живописным и выразительным.

Для тиснения применяются самые разнообразные предметы и материалы. Определенную фактуру получают, например, отпечатывая на поверхности изделия грубую или рельефную ткань. Иногда изделия украшали отпечатками шнура или веревки, различных растений, колосьев, хвойных иголок, зерен. Мелкие части растений вдавливали в стенки сосуда, так, чтобы получился узор, и в таком виде помещали сосуд в печь. После выгорания зерен на поверхности оставался углубленный узор.

Также для нанесения тисненого узора гончары с древнейших времен используют штампики, изготовленные из различных палочек, веточек и соломинок. Кончики деревянных палочек закругляют, затачивают, срезают под разными углами, вырезают на их торцах простейшие фигурки. Современные мастера используют также шляпки гвоздей и шурупов, крестовые отвертки, различные трубочки и т.п. Отпечатывая таким образом на поверхности изделия различные черточки, кружочки и колечки, можно составлять довольно выразительные узоры. Несмотря на свою простоту, такой узор выгодно подчеркивает форму изделия, придавая ему особую выразительность.

Гравировка. Для украшения гончарных изделий всегда широко применялись узоры, прочерченные на поверхности всевозможными палочками или гребенками, вырезанными из твердой древесины или кости. Узоры в основном наносятся непосредственно при вращении гончарного круга, сразу же после формовки или же после того, как изделие слегка подсохнет. Некоторые узоры выполняются только на неподвижных изделиях.

Налепные узоры. Главный инструмент при выполнении лепных украшений - руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, - жгутики и различные катыши (шарики, конусы и т.п.). В зависимости от задуманного узора из жгутиков с заостренными концами сворачивают различные завитки, из которых потом составляют узоры на поверхности изделия.
При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жидкой глиной тщательно промазывают щели. Когда на поверхность приклеивают катыши, их слегка сплющивают.

 
НАВЕРХ   ВНИЗ

Гладкое декорирование.

Глазурование. Обожженные изделия можно покрыть цветной или прозрачной глазурью или эмалью, после чего проводится повторный обжиг (при более высокой температуре). При обжиге глазурь расплавляется и растекается по изделию, покрывая его очень прочным и красивым стекловидным слоем, затекает в углубления, играет на рельефе. Глазурь придает изделию не только декоративный вид, но и дополнительную прочность, водостойкость. Глазурованной глиняной посудой можно пользоваться в быту.

Роспись. Можно расписать изделия ангобами. Ангобы - это жидко разведенные цветные (или подкрашенные солями и окислами металлов) глины. Они наносятся на слегка подсохшие изделия еще до первого обжига. После обжига ангобы приобретают какой-либо конкретный цвет, образуя матовую поверхность. Изделия, расписанные ангобами, можно покрыть бесцветной глазурью, в этом случае краски становятся сочными и яркими.

Более простой и доступный способ декоративной отделки изделий - роспись обычными красками. Для росписи по обоженной глине применяют любые кроющие краски: гуашь, темперу, масляные или акриловые краски. В данном случае, в отличие от керамических красок, художник сразу видит окончательный результат.

Лакирование. Для усиления декоративного эффекта и получения водоотталкивающей защитной пленки на изделиях, расписанных обычными красками, и на изделиях, декорированных рельефом, можно покрыть изделие бесцветным мебельным лаком, например марки ПФ-283. Чтобы усилить блеск, лак после высыхания наносится повторно. Такие изделия можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

МАСТЕР-КЛАСС
Сегодня
Коты-копилки
Веселые музыканты
Адрес для писем:
sweet-001@narod.ru
design by Svetlana Kovaleva       E-mail: sweet-001@narod.ru
керамика, художественная керамика, виртуальный магазин, выставка-продажа, игрушка, свистулька, музыкальная игрушка, игрушка-свистулька, глина, изделия из глины, керамические изделия, лепка, звучание, лепная игрушка, пасхальное яйцо, талисман, сувенир, подарок, оберег, галерея, мастер-класс
Hosted by uCoz